Игра корейка как играть

Просматривая архивы районных газет Крылатского, на глаза попалась одна любопытная статья, посвященная дворовым играм эпохи 90-х годов. Интерес эта статья вызывала не только тем, что в ней были описаны некоторые давно забытые и не самые распространенные дворовые игры того времени, но и тем, что в них играли дети, живущие в районе Крылатское. Более того, как выяснил автор той статьи, некоторые игры, в которые с удовольствием играли в одном из крылатских дворов, в другом были не только не популярны, но об их существовании вообще ничего не знали. В это верится с трудом. Однако автор не только сообщает этот любопытный факт, но и приводит конкретные примеры.

Статья, о которой речь шла выше, написана жителем района Александром Владимировичем Ефимовым, сотрудником ФГУП Центральный институт авиамоторостроения им. П.И. Баранова. Именно он в 1987 году организовал в Крылатском клуб юных этнографов КДИ-КНТ «Клуб Друзей Игры Клуб Народных Традиций». Задачи клуба были обширны, но, к счастью жителей Крылатского, благодаря ему и, конечно, его основателю, до наших дней дошли многие дворовые игры района, о существовании которых крылатчане-старожилы даже и не подозревали. Что говорить о тех, кто переехал в Крылатское уже в конце 90-х — начале 2000-х.

Александр Ефимов вместе со своими друзьями по клубу обходил дворы Крылатского и записывал (а иногда и снимал на видеокамеру) игры местной детворы. Была даже составлена анкета «Игры и игровые места Крылатского», что говорит действительно о научном подходе к делу.

Эта статья не единственный материал, подготовленный Александром Ефимовым и посвященный дворовым играм и игровым площадкам Крылатского. К сожалению, найти все заметки этого автора [Крылатское.ру активно работает в этом направлении] пока не удалось, да и их объем явно будет превышать размер одной публикации. Пока мы предлагаем ознакомиться с одной из заметок Александра Ефимова, написанной им в 1996 году для районной газеты «Источник».

Загадки наших дворов (А. Ефимов)

Оказывается, в каждом дворе нашего муниципального района бытует своя, особая, отличающая его от соседних дворов детская игра. Не верите? Я тоже не верил, пока мы, члены Клуба друзей игры — Клуба народных традиции, не попытались записывать игры. Было это не так просто. Группой в четыре-пять человек мы приходили в облюбованный нами двор, показывали ребятам наши игры, только после того, как удавалось с кем-нибудь из них подружиться, начинали расспросы (у нас даже анкета особая придумана — «Игры и игровые места Крылатского) и. открывали для себя любопытнейшие вещи.

Вот, например, двор домов №6 и №8 по Осеннему бульвару, где живут ребята, обучающиеся большей частью в школе №63, что поблизости. Так, как играют в этом дворе и в этой школе, не играют в Крылатском больше нигде. Даже в футбол могут сражаться на семи полях одновременно! И в «квадрат» [одна из самых популярных игр в Москве в 90-х годах – прим. ред.] иной раз играют сразу четыре группы (а то и по больше), по четыре человека, второклассники вместе со зрелыми мужчинами. Вообще, взрослые смотрят на эти забавы вполне доброжелательно. Некоторые школьники, помимо любимых ими сотенки и американочки, знают старинные игры — «бабки», «бирюльки», «котел». Случалось нам здесь и в лапту сыграть. Несколько мальчишек-энтузиастов из этого двора приходили в наш клуб, на противоположную сторону улицы: по крылатским масштабам это далеко.

А вот в наших-то «клубных» дворах (дом 5, корпуса 1, 2, 3 по Осеннему бульвару) именно так ни в футбол, ни в «квадрат» не играют. И хотя клуб существует уже три года, самые популярные среди местных ребят игры привнесены сюда не нами, а появились, по словам школьников, стихийно.

Одна из интересных игр нашего двора — «лунки». Развлекаются ею чаще всего у ЦТП-14, возле первого подъезда корпуса 3 дома №5. По числу играющих за вычетом одного, выкапывают ряд лунок, вокруг них очерчивают прямоугольник шириной в два шага и длиной пропорционально количеству участников. С помощью считалки определяют водящего. Тот берет маленький мяч, например, теннисный, и отходит на условленное расстояние, мысленно продолжая ряд лунок. Играющие становятся каждый в шаге от своей Лунки (где чья, договариваются заранее). Водящий катит мячик, стараясь попасть в одну из лунок. Если попытка неудачна, он повторяет ее, забежав с другого конца. Если же удачна, «хозяин» лунки спешит схватить мяч и осалить [кинуть в игрока] им кого-либо из разбегающихся тем временем партнеров. Затем салит осаленный и т.д., до тех пор, пока все не выбегут за линию вокруг лунок. Последний осаленный становится водящим, игра повторяется.

По-видимому, игра имеет давние, разветвленные корни. Нам подтвердили ее в поселке Кирицы Спасского района Рязанской области — и старожилы, и ребята. Естественно, научились они игре не от нас.

Читайте также:  Диск радиуса r вращается вокруг оси

Еще один интересный двор — в так называемом Северном Крылатском, за домом №26 по Крылатской улице, где играют в «банки», причем не только малые ребята. По крайней мере, при мне этим занимались двое парней лет по двадцать и четверо школьников 5−6 классов. Надо было видеть, с каким достоинством здоровенные парни играли с «мелюзгой». Судя по тому, что получалось это у них хорошо, что их присутствие не вызывало у младших удивления, играли вместе не первый раз. Конечно, на основании не слишком частых наблюдений нельзя с уверенностью сказать, что эта игра — самая любимая в Северном Крылатском, однако возле наших домов в нее играют летом, изредка, а там — и зимой.

Игра под названием «корейка» бытует только поблизости от школы №1132, в основном, среди ее учеников. Играют все — мальчики и девочки, первоклашки и без пяти минут выпускники. На асфальте или на земле чертят некую фигуру, лабиринт. Играющие разбиваются на две команды, каждая занимает место в своем квадрате. После возгласа «Начали!» (или, как я слышал, «Корейка понеслась!»), соперники стараются пробежать по лабиринту, не заступая за линию (заступивший выбывает из игры), и коснуться ногой заштрихованного треугольника на площадке противника — «корейки», одновременно не дав противнику сделать то же самое. Разрешается выталкивать противника за линию или втаскивать на свою территорию. Чертеж лабиринта «корейки» появляется на асфальте у школы № 1132 едва сходит снег. А узнали мы об этой игре зимой, когда ученики играли в лапту. Мы спросили у них прямо: Какая ваша любимая игра? и услышали в ответ: «Корейка!». Мальчишки долго выясняли друг с другом ее правила, видно, за зиму подзабыли: «Ну как же, как же, ведь все лето играли, вон в том углу на школьном дворе рисовали. Наконец вспомнили все нюансы.

В Кунцевском районе эту игру знают, еще в Рублеве. А в соседней, бок-о-бок, школе №713 в «корейку» не играют. Странно, но факт. И в школе №63 не играют. В школе №1130, что через дорогу, о ней даже не слыхивали.

Бывает, в одном дворе самозабвенно тешатся какой-то игрой чуть ли не каждый день, а в соседнем — ничего подобного. Знают игру, а играть не желают. Кто объяснит?

И это лишь самое беглое сравнение дворовых игр нашего муниципального района. Их подробное исследование еще впереди.

Исследование действительно было. Более того, в 1997 году был опубликован научный труд под названием «Традиционная народная игра в современном микрорайоне г. Москвы Крылатское». Отрывки этого материалы можно найти в старых газетах. Но целиком отыскать этот ценнейший материал пока не удается. Тем не менее, редакция портала Крылатское.ру продолжает поиски и, по мере приближения к цели, уже удалось найти много весьма интересной и уникальной информации [не только о дворовых играх] о районе Крылатское 90-х годов и более раннего времени.

Дубликаты не найдены

Точно, у нас называлась корейка. В дальнем углу поля был заштрихован угол.

Интересная силовая игра. На одном этаже у моего соседа оторваны оба рукава на форме, у второго сломана ключица

Современные дети не знают, что такое лапта, вышибалы и городки. Любимым нам дворовым играм они предпочитают приложения и гаджеты. Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры — пусть их детство станет счастливее и интереснее!

— У тебя сколько рубинов?
— 50!
— Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь — дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался — я не виноват!

Простая игра — можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» — кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» — кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.
Читайте также:  В катушке содержащей 300 витков проволоки

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки — они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза — свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я — салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка — «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» — то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» — чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» — в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа — в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

Пекарь

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик — сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия — пешка (солдат); 2 линия — дама; 3 линия — короли; 4 линия — тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии — зона званий; от последней линии до конца площадки — зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда — на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех — тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки — у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» — игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача — не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.

Классики


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 — одна нога;
  • №2 — одна нога;
  • №3 и 4 — левая на 3, правая на 4;
  • №5 — двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 — левая на 6, правая на 7;
  • №8 — одна нога;
  • №9 и 10 — левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.

Вышибалы


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Читайте также:  Девиз команды для игры в боулинг

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10−15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

«Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.

Резиночка


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980—1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3−4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3−4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. 🙂

Казаки-разбойники

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно — играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные — ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.

Горячая картошка


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом — «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.

Слоники


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды — слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3−5 человек в каждой команде.

Лягушка


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) — ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, — и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л — я — г — у — ш — к — а). Собрал все эти буквы? Ты — лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Оцените статью
Adblock detector