Как водят поезда в метро

Вадим Калугин, машинист 1-го класса.

Московское метро — одно из самых красивых в мире. Старые станции, украшенные мрамором и лепниной, легко спутать с каким-нибудь императорским дворцом. Но москвичи любят метро не только за красоту: это самый надежный и безопасный способ передвижения по городу. Утром и вечером, когда автобусы и автомобили стоят в пробках, миллионы пассажиров спокойно едут по своим делам под землей.

Как часто ходят поезда в метро?

Сергей Ведяшкин/Агентство Москва

Московским метро пользуется, в среднем, 8,5 миллионов пассажиров в сутки. В часы пик, утром и вечером поезда ходят с интервалов в 90 секунд. Днем же поезда ходят примерно раз в 3 минуты. Правда, есть одна линия, где поезда ходят чуть реже: это участок от Александровского сада до Международной. Но им обычно пользуются мало людей.

Кстати, днем в метро можно увидеть не только пассажирские поезда, но и служебные. Они замедляют ход на станции, но двери не открывают и в вагоны войти нельзя. Чаще всего так перегоняют поезда в другое депо, например, для ремонта или покраски. А еще бывают поезда-путеизмерители. Например, на Арбатско-Покровской и Филевской линиях ходит диагностический поезд «Синергия». Он оценивает состояние путей, тоннелей и оборудования.

До какого времени работает метро в Москве?

Кирилл Зыков/Агентство Москва

Большинство станций метро открыты с 5:30 утра до часу ночи, некоторые станции вроде «Сокола» и «Аэропорта» открываются уже в 5:20. А последние поезда отправляются с конечных станций всех линий в 1:03 ночи. Так что фактически метро перевозит поздних пассажиров до двух часов ночи.

Почему часы на платформе показывают, когда поезд уехал?

Андрей Никеричев/Агентство Москва

Если вы были в московском метро, то наверняка обратили внимание на огромные электронные часы, которые висят над въездом в тоннель. На них указано московское время и когда уехал поезд. Многие всю жизнь гадают, зачем это знать? Но ответ простой. Эти часы — не для пассажиров, а для машинистов. Называются они интервалометром.

«Вообще, все поезда следуют строго по графику, но в часы пик, когда этот график может немного сбиваться, отправление поезда определяется по этим часам, — рассказывает машинист 2-го класса Антон Хлынин. — Когда поезд уезжает, часы обнуляются».

А вот табло, которое показывает время, оставшееся ДО прибытия поезда, в Москве есть лишь на нескольких линиях, да и то появились они недавно.

Почему поезда останавливаются в тоннеле?

Кирилл Зыков/Агентство Москва

Утром и вечером, когда в метро много пассажиров, поезда могут стоять в тоннеле, ожидая своей очереди. «Одновременно на линии бывает по два десятка поездов, и если у впереди идущего состава сбился график отправления, то стоять будут все составы позади», — объясняет Вадим Калугин, машинист 1-го класса.

Машинисты всегда готовы к экстренным ситуациям, говорит он. Например, нередко опаздывающие пассажиры решают в последний момент зайти в вагон при закрывающихся дверях, и машинисту приходится снова их открывать, задерживая состав.

А что происходит в метро ночью?

Андрей Никеричев/Агентство Москва

«Многие думают, что метро закрывается в час ночи, сторож вешает амбарный замок и идет домой, — говорит Антон Хлынин. — Но на самом деле, метро работает круглосуточно». Поезда ночуют либо в депо, либо прямо на станциях. У машинистов в это время перерыв на небольшой сон, 2−3 часа, в комнате отдыха. «Ночные смены у машинистов начинаются вечером, последний рейс заканчивается в 2.30 ночи, и до 5 утра мы спим в комнате отдыха, — объясняет машинист 1-го класса Ворку Бедассо. — Там всегда есть дежурный — взял чай, булочку — и пошел работать. Организм привыкает, и даже встаешь без будильника».

Пока поезда стоят, на линиях работают специалисты по ремонту. Они проверяют составы, осматривают пути. В это же время станции моют и убирают. А в пять утра возвращаются машинисты и снова готовятся перевозить пассажиров примерно до половины седьмого утра, пока не заступит новая смена.

Сколько зарабатывают машинисты в метро?

Сергей Киселев/Агентство Москва

Чтобы водить электропоезд, нужно иметь железную выдержку и способность быстро реагировать в экстремальных условиях. Поэтому и зарплата машиниста гораздо выше, чем средняя по Москве. Пока будущий машинист учится, он шесть с половиной месяцев получает стипендию 30,000 рублей. Дальше 3 месяца проходит стажировку с опытным наставником, а в конце обучения будущий машинист получает должность помощника. «Правда, многие обучение так и не заканчивают — остаются самые упорные», — говорит Вадим Калугин.

Читайте также:  Бесплатные игры для двоих в стиме

В дальнейшем все зависит только от самого кандидата: если он продолжает непрерывно повышать квалификацию и сдавать экзамены, то затем становится машинистом без класса, потом получает 3 класс, потом 2, потом 1. Высший класс — машинист-инструктор. Все экзамены на квалификацию сложные, но они влияют на зарплату. Например, машинист 3 класса получает около 80 тысяч рублей, а машинист 1 класса — до 120 тысяч.

Сейчас все машинисты — мужчины, но в советские годы женщины активно шли работать машинистами. Одна из них, Наталья Корниенко, водила поезда на Сокольнической линии 30 лет. Сейчас, большинство женщин в метро работают в службе движения.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

По Кольцевой линии столичного метро начал курсировать первый поезд на автопилоте. В ближайшее время по кольцу запустят еще два таких состава. Каким образом устроен автопилот, какие функции он выполняет и зачем там нужен машинист — читайте в материале m24.ru.

Поездом управляет компьютер

Внешне поезд на автопилоте ничем не отличается от всех других составов, стоящих в электродепо «Красная Пресня». Перед выходом на линию машинист традиционно занимает свое рабочие место в кабине. Однако дальше разница принципиальная.

В кабине машиниста установлена система Автономного автоматизированного ведения поезда. Это значит, что двигаться от станции к станции состав может и без человека, который им управляет. Систему разработали в НИИ Приборостроения имени Тихомирова.

Испытания состава в столичной подземке начались еще 15 мая прошлого года. За это время систему успели «обкатать» и исправить все замечания, полученные от специалистов. В итоге, автоматика научилась соблюдать скоростной режим, не отклоняясь от графика, что очень важно для Московского метрополитена.

В столичном метрополитене система берет основное управление поездом на себя. Компьютер способен самостоятельно остановить поезд с точностью до трех сантиметров, при этом движение продолжается только после команды машиниста.

Машинист может взять на себя полный контроль поезда на случай чрезвычайной ситуации, а также открывать и закрывать двери для высадки и посадки пассажиров. Автоматическая же система позволяет контролировать, чтобы двери для пассажиров открывались, только когда поезд подошел к платформе.

«Москва в цифрах»: В метро запустят поезда с автопилотом

Если машинист по какой-то причине не остановит состав на нужной станции, то программа это сделает сама. Также разрабатывается технология, которая позволит диспетчеру дистанционно остановить поезд в экстренных ситуациях.

Преимущество этой системы в том, считает заместитель главного конструктора ОАО НИИ Приборостроения имени Тихомирова Андрей Щелухин, что она повышает безопасность движения поездов.

«Система не позволяет открыть двери с неправильной стороны и препятствует проезду станций. Она позволяет в автоматическом режиме отправить поезд на перегон и привести его на следующую станцию. При этом отрабатывает все ограничения скорости, режимы, соблюдает время хода по перегону», — отметил он.

Вскоре в подземке будет ходить три таких поезда. Система автоматического ведения поездов метро будет программироваться отдельно под каждую линию, так как все ветки отличаются и режимами вождения, и поездами, и светофорами.

А нужен ли машинист

Во многих метрополитенах мира такие поезда ходят вообще без машинистов. И несмотря на то, что состав столичной подземки тоже может двигаться без машиниста, человек в кабине все же присутствует, поэтому людей в метро новинка шокировать не должна. Многие эксперты говорят, что в системе автопилота существует психологическая проблема.

Пассажиры побаиваются поездов, в которых вообще нет машинистов. Например, в Нюрнберге люди стали доверять полностью автоматическим поездам только через несколько лет успешной эксплуатации.

В России такую систему пока ввести не позволяет и нормативная база. По словам председателя союза пассажиров России Кирилла Янкова, сейчас по нормативам нельзя запустить поезд без машиниста. Кроме того, система должна быть как следует разработана. И дело не только в автопилоте, везде должны быть установлены камеры видеонаблюдения.

Янков отмечает, что машинист перед отправлением поезда смотрит в зеркало заднего вида, чтобы не тронуться, если кто-то остался зажатым в дверях. Также, чтобы поезда ходили без машинистов, на каждой двери вагона нужно установить датчик. Если дверь не закрылась до конца, поезд не должен трогаться. Система должна распознать, что кто-то застрял. Машинист пока этого делает быстрее. Он посмотрит и приоткроет дверь на 10 сантиметров. А способен ли автопилот на такие действия — пока непонятно.

«Я уверен, что когда это все будет отработано, нас ждут целые линии, где поезда будут ходить на автопилоте, а в будущем всю систему метро могут перевести на автопилот», — пояснил Янков.

Читайте также:  Бесперебойник для компьютера apc back ups

О том, что пока без человека в кабине поезда не обойтись, говорят и разработчики, и сами машинисты. Так, машинист первого класса электродепо «Красная пресня» Виктор Мосолов отметил, что автопилот следит за показаниями светофоров, за системой АБС, подающей сигналы на движение, может остановить состав в перегоне и сам отправить его.

«От этого легче стало. Но все равно ее контролируешь, все-таки машина есть машина, а человек есть человек», — подчеркнул он.

Кстати, ранее глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщал, что в московском метрополитене не будут курсировать поезда без машинистов.

В столичном метро появился первый поезд на автопилоте

По его словам, такая система позволяет пускать не более 20 пар поездов в час, а в московском метро в час пик ходят до 39 пар поездов в час. Ликсутов также считает, что управление любой транспортной системой, в которой присутствует человеческий фактор, безопаснее и эффективнее.

Поезда на автопилоте в России и мире

По словам председателя союза пассажиров России Кирилла Янкова, за границей поезда на автопилоте появились давно. Он отметил, что за рубежом уже почти 30 лет некоторые метрополитены работают вообще без машинистов. Первое такое метро появилось во Франции в 1989 году. На сегодняшний день, поезда на автопилоте работают на некоторых линиях метро в Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии и других странах.

Кстати, в мире существует несколько уровней автоматизации поездов. Они отличаются той ролью, которую выполняет персонал поезда.

Класс 4 позволяет поездам ездить вообще без машинистов, при этом сотрудники метрополитена могут находиться в поезде для обслуживания пассажиров. В составе даже не предусмотрена кабина машиниста, поэтому пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и бегущие под колесами рельсы.

Такие поезда ходят, например, в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен. Там также нет машиниста — две линии метро, протянувшиеся по основной заселенной территории, полностью автоматизированы.

Класс 3 требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. К нему относится линия 11 метро Барселоны и пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.

Класс 2 требует, чтобы машинист находился в кабине, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях 5−9 сеульского метро.

В России такая система тоже внедрена. Поезда на автопилоте ходят на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение».

Кроме того, такая система внедрена на Российских железных дорогах.

Машинист киевского метро рассказал The Village, почему поезда останавливаются в тоннелях, как вытаскивать упавших пассажиров и может ли состав доехать до станции, если машинист остался на платформе.

О приёме на работу

Мой стаж работы машинистом метро — почти двадцать лет. Прежде я работал проводником и каждый месяц был неделю-две в отъезде. Когда женился, родилась дочь, захотелось больше времени проводить дома. Решил пойти на курсы машиниста метро. Там проверили зрение, слух, давление, пьющий-непьющий, морально устойчивый ли, не было ли приводов в милицию — у меня всё было в порядке. Хотя проверки эти были формальными, брали кого попало. Некоторые были явными бухарями, а один такой, что мы сразу поняли: парень со сдвигом. Не знаю, как он медкомиссию прошёл, но пять лет проработал, пока его не посадили за убийство.

Касательно самих курсов — практика показала, что для управления поездом достаточно десятой доли всех тех знаний, которые мы получили. К концу учёбы мы, наверное, могли бы разобрать и собрать весь состав. Знали, где что прикручивается, детали и устройство всех узлов. Лекции были пять раз в неделю, нам просто начитывали материал, как в университете.

В машинисты брали в основном ребят из пригорода. Если же киевлян, то преимущественно с Оболони — чтоб недалеко от депо жили. Женщин почему-то не брали. Помню только одну. Не брали, наверное, потому, что женщинам нужно и комнату отдельную давать, чтоб они могли поспать после ночной смены, и отдельную душевую делать. А у нас всё общее было, как в армии.

Вообще, чтобы работать машинистом, нужно быть флегматиком. А скорее даже пофигистом, не принимать всё близко к сердцу. Работа в целом монотонная, но случаются и стрессовые ситуации.

О пассажирах

Падают на рельсы достаточно часто. Когда я только устроился, случай был: солдат в самоволке, видимо, убегал от патруля. Поезд уже тронулся, и парень решил зацепиться за последний вагон. Схватился за поручни, продержался какое-то время, а потом сорвался — полетел по шпалам. Насколько помню, печально там всё закончилось.

Читайте также:  Кабель для подключения видеомагнитофона к телевизору

Чаще всего пассажиры падают с платформы на «Вокзальной». Сам я никого не сбивал, один раз только зеркалом пьяного задел, но тот, слава богу, не упал под поезд. А у других ребят были случаи. Если сбил пассажира, тебе сразу дают три дня на то, чтоб прийти в себя. Некоторые берут неделю или даже месяц.

Когда человек падает на рельсы, машинист мгновенно тормозит, благо тормоза зверские. После этого он не должен ни на сантиметр сдвигать поезд, чтобы не додавить.

Был у нас «чемпион» по числу сбитых пассажиров — четверо, кажется, на его счету

Под платформой есть третий, контактный, рельс под напряжением в 825 вольт. Обычно, если человек упал, он оказывается между этим рельсом и вагоном, то есть попросту там застревает. Напряжение, разумеется, сразу вырубают.
Однажды я помогал вытаскивать упавшего пассажира на «Театральной». Он часа полтора мучился: зажало плотно. Тогда машинист нарушил правило: чуть отъехал, и мы вытащили мужика. После такого шока одни кричат, другие, наоборот, не могут произнести ни слова.

Был у нас «чемпион» по числу сбитых пассажиров — четверо, кажется, на его счету. Он отец-герой, многодетный, так что по закону его не могли уволить. Он кого-то задавит, а потом на больничный уходит на полгода — за детьми смотреть.

Ещё было время, когда появилась мода гулять по шпалам на открытых участках. Помню, еду в полночь, вижу: идёт мужик. В таком приличном чёрном костюме, но почему-то босиком. Интервал между поездами большой, и он почти успел от «Гидропарка» дойти до «Левобережной». Я остановился, затащил его в кабину. «Ну наконец-то, — говорит, — дождался. Тяжело идти». Спрашиваю, почему босиком. Объяснил, что шпалы скользкие, в обуви неудобно. Доехал я с этим «пассажиром» до станции, передал его диспетчеру, а тот — уже милиции.

Об управлении поездом

Поезд «поворачивает» сам. Вернее, то, что все называют «поворотами», — у нас это «кривые участки». Поезд проходит их не поворачивая колёса, за счёт уклона путей. Но работа у машиниста есть: открывать и закрывать двери, тормозить, ускоряться, следить за приборами.

Обычно ездим со скоростью 40−50 км/ч. Максимальная скорость поезда — 80 км/ч. Можно и больше, но рискованно, поскольку некоторым вагонам уже больше 50 лет. В Москве и Питере такого старья нет — на металлолом сдали. У нас же вагоны, которые ещё в 1990-м списывать собирались, до сих пор ездят.

Среднее нормальное расстояние между поездами — метров 600−800. Когда какой-нибудь состав выбивается из графика, задерживается на станции, следующий за ним вынужден останавливаться в тоннеле и ждать. В таких случаях пассажирам кажется, что поезд остановился между станциями, но на самом деле я вижу хвост впереди идущего поезда, между нами от силы метров 150. Так происходит, потому что, например, на той же «Вокзальной» толпа долго не может втиснуться в вагон, и поезд стоит на 10−20 секунд дольше, чем положено. Когда расстояние между составами сокращается, в поезде, который идёт следом, срабатывает автоматика и он сам тормозит.

Кроме этого, специальный прибор каждые 50 метров показывает, с какой максимальной скоростью я могу ехать (она зависит от того, как далеко находится впереди идущий состав). Бывает, едешь 80 км/ч, а прибор вдруг показывает, что допустимый максимум — 40. Если не успеваешь сам плавно притормозить, поезд автоматически сбрасывает скорость. Именно в такие моменты состав дёргается и кажется, что все пассажиры должны по инерции влететь в первый вагон.

О графике работы и окладе

С 06:15 до 07:00 — утренний пик, в это время на работу выходят почти все машинисты. Минут за 10 проходим медкомиссию и выезжаем. Обеденный перерыв — полчаса. Если приспичило в туалет, то нужно терпеть до депо. В неделю один выходной день, выходит всего четыре выходных в месяц. Так мало из-за того, что у нас шестичасовой рабочий день. Бывают, правда, и жирные выходные: в пятницу утром закончил работать, а вышел аж в 6 вечера в воскресенье.

Зимой вообще неделями солнца не видишь. Когда смена утренняя, а живёшь в пригороде, как я, на работу добираешься на электричке. Те, кто закончили ночную смену, а следующая на утро, ночуют в депо на «Дарнице» или «Академгородке». Там метрополитен снимает для работников квартиры в хрущёвке, где можно переночевать.

Скорость небольшая, приборы в поле зрения, всё под контролем. Некоторые машинисты в дороге газеты и журналы читают, на мобилках играют, музыку слушают