Заваленный снегом постучал пальцем

Диктант с дополнительными заданиями.

Кедр растёт высоко в горах, ветры его на бок клонят, стараются к земле наклонить. А он — высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

1. Выписать словосочетания и графически разобрать их: 1вариант: из предложения На концах веток…; 2вариант: Этот орешек утащит…

2. Разбор слова по составу: 1) вариант собираюсь, орешки, поздней; 2) вариант: взбираться, высок, кедровые. Указать возможные чередования звуков в корнях слов.

3. Найдите два слова, в которых букв больше, чем звуков (1 вариант.); найдите два слова, в которых букв меньше, чем звуков (2 вариант).

4. Найти два-три слова с орфограммой «Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения» (1 вариант.); «-Тся-ться в глаголах» (выписать вместе со словами к которым относится глагол) (2 вариант.).

Диктант с дополнительными заданиями.

Я подтащил свое суденышко, сразу забрал из лодки снасти, часть рыбы и подошел к дому. Открылась и закрылась за мной дверь. Но я не вошел в дом, а остался в коридоре, заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойный отряд расселся вокруг моего судёнышка.

Первой начала грабеж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута, и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне…

Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался с рыбалки.

1. Найти антонимы, указать, к какой части речи они относятся, каким членом предложения являются.

2. Выписать два многозначных слова. Составить с ними словосочетания или предложения, раскрывающие их разные значения.

3. Найти сложное предложение, начертить его схему.

4. Разобрать слова по составу: подтащил, закрылась, прыгнула (1 вариант); открылась, заглянул, повертела (2 вариант).

5. Выписать два ряда однокоренных слова, подобрать к ним еще 1−2 родственных СЛОВА.

Диктант с дополнительными заданиями.

Быстро пролетают ласточки над степью, но еще быстрее летят ветерки. В полдень горячие сумерки пахнут горькой полынью. Высоко над землей звенит жаворонок, и в сухой траве свистят суслики.

К вечеру теплые ветерки тихо летят над зелеными оврагами, где растет сочный щавель, там гуляют большие дрофы. Слышны звуки коршуна и быстрый стук коготков тушканчика.

Догорает вечерняя заря. Замирают холодные, еле слышные ветерки. Рождаются они на озерах и болотах, пахнут камышом, и слышится в них печальный крик кулика.

По ночам распускаются в степи маки, волчица крадется к зайцу.

Когда утренние лучи касаются земли, оживает степь, а в избушке на самом краю степи просыпается пастушок Гриша.

Примечание. Дрофа — крупная степная птица с длинной шеей и сильными когтями. Тушканчик — грызун с длинными задними ногами и длинным хвостом, живущий в степи и в пустыне.

1. Найти в тексте слова с чередующимися гласными в корне, подобрать к ним однокоренные слова.

2. Произвести разбор по членам предложения: 1вар.: В полдень горячие сумерки…; 2 вар.: Замирают холодные…

3. Разобрать слова по составу: догорает, печальный, коготков (1 вар.); замирают, пастушок, сочный (2 вар.).

4. Выписать сочетания слов, в которых слова употреблены в переносном значении, подчеркнуть эти слова.

Диктант с дополнительными заданиями.

Как люди изобрели корабль.

В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но человек заметил, что реку на бревне переплыть можно. А потом люди придумали: привязали к бревну еще бревно, получился плот. На плоту плавать было безопаснее и легче, можно было и груза больше взять.

Затем предки выдолбили середину бревна, получилась первая лодка. И, оказалось, что двигать лодку очень удобно шестом, а можно и широким веслом от воды оттолкнуться.

Вскоре поняли, что лодка и без весел может плыть, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами-парусами, которые прикрепляли к мачтам и реям. А чтобы вода через край лодки не заливалась, стали доски прибивать по бокам.

1. Выделить основы в словах: оказалось, можно, широкими (1 вар.); получилась, удобно, (к) мачтам (2 вар.).

2. Разобрать слова по составу: преграждали, полотнищами, глубокой (1 вар.); заметил, середину, можно (2 вар.).

Диктант с дополнительными заданиями.

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль оштукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору. Направо было пять летних, наполовину пустых комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу лежала куча яблок.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь и на цыпочках пошел по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. Никита постучал пальцем в стекло; ворона, сидевшая на дереве, шарахнулась и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Читайте также:  Драйвер hdmi для windows 7 64 bit

Никита дошел до крайней угловой комнаты, в которой вдоль стен стояли покрытые пылью шкапы, сквозь их стекла поблескивали переплеты старинных книг.

За окном опять появилась ворона, осыпая снег, села на ветку и принялась нырять головой, разевать клюв. Никите стало жутковато, и он, выбравшись из пустых комнат, побежал на двор.

1. Составить схемы предложений: 1 вар. −3-е предложение, 2 вар.: последнее предложение.

2. Найти простое предложение с причастным оборотом, выделить его графически (1 вар.); с деепричастным оборотом (2 вар.).

3. Разобрать слова по составу: 1 вар.: окутанные, заросли, (сирени), балконной; 2 вар.: сидевшая, сбивая, старинных.

4. Выписать три словосочетания разного строения и грамматического значения, графически разобрать их.

5. Подобрать синонимические словосочетания: 1 вар.: хрустальные люстры, заросли сирени; 2 вар.: балконная лестница, переплеты книг.

Диктант с дополнительными заданиями.

О прозе М. Пришвина.

У ботаников есть термин-разнотравье. Разнотравье-это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка.

Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.

Мне вспоминается случай, когда одна лишь строчка Пришвина объяснила мне явление, казавшееся случайным.

Я давно заметил в заливных лугах на Оке извилистые ленты сплошных одинаковых цветов. Я годами наблюдал эти высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление.

И вот у Пришвина я наконец нашел объяснение этому всего в одной строке: «Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов».

Я прочел и сразу понял, что полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный и. Это была как бы цветочная карта весенних потоков.

(По К. Паустовскому).

1. Объяснить графически постановку знаков препинания в первых двух предложениях.

2. Произвести синтаксический разбор: 1 вар.: 3-е предложение; 2 вар.: Я годами наблюдал…

3. Разобрать слова по составу: 1 вар.: разнообразных, проносилась, казавшееся; 2 вар.: раскинувшихся, плодородный, оставляя.

4. Подчеркнуть сравнительные обороты.

5. Выписать два ряда однокоренных слов.

Память преданного сердца.

Шел человек с войны. Шел темной осенней ночью от железнодорожной станции, куда привез его санитарный поезд.

Три года не был он дома. Пропавший без вести, контуженный, искалеченный, торопился он теперь домой. По родной улице он уже бежал, стремясь поскорее к цели, как вдруг кто-то сильный, лохматый кинулся на него в темноте, сбил с ног. «Волк!» — ужаснулся он, инстинктивно закрывая рукой горло. Но «волк» завизжал радостно, облизал ему лицо, руку шершавым языком…

И человек сел прямо на дорогу, схватил лохматую морду, прижал ее к себе и зашептал сквозь слезы:

— Найда! Собачка моя родная. Узнала меня? Узнала!

И собака притихла, только сердце её колотилось так громко, что готово было выскочить наружу.

Она пересекала улицу, когда в нос ей ударил запах, от которого она остановилась. Этот запах был особый, ни на какой другой не похожий — это был запах хозяина. Никогда в жизни она не бегала так быстро: боялась, что след пропадет, исчезнет, как тогда три года назад. Она ничего не видела перед собой, кроме хромающей впереди фигуры, в шинели, с вещмешком за плечами.

Теперь собака неистовствовала в своей радости: то бросалась вперед и тут же возвращалась, чуть не сбивая его с ног, то кидалась ему на грудь. На крыльцо она забежала с таким отчаянно-радостным лаем, что в соседних домах зажглись огни, да и в доме послышался встревоженный голос хозяйки.

Стукнул засов, и в проеме двери показалась она сама. На мгновение замерла, но сердцем узнав в темноте мужа, вскрикнула, протянула руки…

А Найда прыгала вокруг прижавшихся друг к другу самых дорогих ей людей. Радостный лай рвался из ее груди. И этот лай был таким выразительным, что соседи спешно одевались, торопясь прикоснуться к чужому счастью, поплакать о погибших, вспомнить страшные дни и еще раз услышать, что эти черные дни не вернутся.

Дополнительный вопрос. Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?

1. Достижения человеческой мысли, прогрессивное мировоззрение, гуманный писатель, консервативные идеалы, интернациональный характер, чествовать ветеранов, спортивный комментатор, популярный композитор, интенсивное излучение, природные ресурсы, гигантские волны, бетонные сооружения, колоссальные усилия, залп артиллерии, металлический предмет, стекла иллюминаторов, эшелон машин на асфальтированной дороге, реактивный двигатель.

2. Научный комментарий, литературный салон, музыкальная гостиная, аккомпанировать певцу, бурные аплодисменты, дилетант в искусстве, технический прогресс, стеллажи в библиотеке, собрание автографов, инициативный труженик, чувство коллективизма, идеологическая работа, популярно излагать, пессимистический взгляд, оптимистическое мироощущение, превысить прежний рекорд, высокие идеалы, огнезащитный комбинезон.

Читайте также:  Внутренняя стабильная динамическая сеть промышленная торговая кластер

3. Редкая профессия, прогрессивный режиссер, художник-декаратор, выбрать преемника, театральное искусство, отечественные традиции, рискованный эксперимент, приступить к прениям, дискуссия в печати, по отзывам прессы, автомобильная магистраль, ехать по новой трассе, комфортабельные трамваи и троллейбусы, олимпийское соревнование. Концерт пианистов, участвовать в церемонии, эстетическое удовольствие, знакомая увертюра.

Диктант с дополнительными заданиями.

Житков пробыл у меня целый день. Он разговорился с моими детьми и, усевшись на диване, стал рассказывать им о разных морских приключениях. Я видел, как увлечены его рассказами дети, и, когда он собирался уходить, я сказал:

— Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, а я прочту и поправлю.

Через несколько дней, гораздо раньше, чем я ожидал, он принес мне школьную тетрадку, куда убористым почерком была вписана морская новелла.

Каждая страница была сложена вдвое, текст занимал лишь одну половину, другая оставалась свободной, именно для того, чтобы я, как «профессиональный писатель», имел наибольший простор для внесения нужных поправок в рукопись «новичка».

Я присел к столу, взял карандаш и приготовился редактировать лежавшую передо мной тетрадку, но вскоре с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего делать, что тот, кого я считал дилетантом, есть опытный литератор, законченный мастер, с изощренной манерой письма, с безошибочным чувством стиля, с огромными языковыми ресурсами. Не было никакого сомнения, что он, этот «начинающий» автор, не напечатавший еще ни одной строки, прошел долгую и очень серьезную литературную школу. Детская литература , кораблестроителя, математика, физика приобрела хорошего писателя.

(По К. Чуковскому).

1. В 1-ом абзаце (1вар) и во 2-ом и 3-мабзацах (2вар) выделить сочинительные и подчинительные союзы, связывающие простые предложения в сложные.

2. Выписать два словосочетания, в которых слова связаны по способу управления (1 вар), по способу примыкания (2 вар.).

3. Разобрать слова по составу: 1 вар.: напечатавший, усевшись, профессиональный; 2 вар.: увлечены, безошибочным, оставалась.

4. Объяснить лексическое значение слова дилетант (1 вар.), ресурсы (2 вар.).

5. Выписать 2 ряда однокоренных слов, продолжить их другими однокоренными словами.

Диктант с дополнительными заданиями .

Дом рассохся от старости. А может быть, от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора-это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к пословицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь все это он воплотит в своей музыке.

(По К. Паустовскому).

1. Произвести синтаксический разбор: 1 вар.: В комнатах слабо пахло…; 2 вар.: Чтобы пройти… .

2. Найти в составе сложного предложения односоставные, указать вид односоставного предложения.

3. Найти предложение с деепричастным оборотом (обособленным деепричастием), определить, каким членом предложения он является.

4. Разобрать слова по составу: 1вар: незамысловатую, рассохся, пересохшего; 2 вар.: растрепанные, прилипшего, улавливал.

5. Выписать из текста несколько примеров слов с одной орфограммой.

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Помоги клумбу разделать!

Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это вы не сеете на клумбе маков?

— Ну, какой из маков цвет!-убежденно ответила она. -Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий сад тети Оли.

Клумба стала неузнаваемой. С разбросанными по ней цветами она очень напоминала настоящий ковер. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день. Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Казалось, что стоит прикоснуться-сразу опалят!

Читайте также:  Драйвер клавиатуры ноутбука samsung

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Да, сгорел…-вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. -Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Я знал, что ее сын Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города. Недавно я снова побывал у тети Оли. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни сыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Дополнительный вопрос. Как вы понимаете смысл этого рассказа?

. . . все ваши любимые книги онлайн

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль штукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого коридора, на южной стороне дома, были расположены зимние комнаты, натопленные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат, с залом посредине. Здесь огромные изразцовые печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок, — гниловатый сладкий запах их наполнял всю летнюю половину.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь и на цыпочках пошел по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта. Никита постучал пальцем в стекло, ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 −2019 «Книги онлайн»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Часто осенью я внимательно следил за опадающими листьями, чтобы уловить ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от шума городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и тонкие звуки.

Стояла тихая осенняя ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист. Он вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа — неясный звук, который был похож на детский шепот. (168 слов)

Произвести синтаксический разбор выделенных предложений.

2-е предложение 2 абзаца

5-е предложение 3 абзаца

2. Сделать морфологический разбор.

Выполнить морфемный разбор.

4. Найти в тексте сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, построить схему, указать вид подчинения.

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль оштукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат. Здесь огромные печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок.

Никита с трудом приоткрыл дубовую створчатую дверь и на цыпочках пошёл по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. Никита постучал пальцем в стекло, и ворона, сидевшая на дереве, шарахнулась и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Никита дошёл до крайней угловой комнаты, в которой вдоль стен стояли покрытые пылью шкапы. Над очагом висел портрет дамы удивительной красоты. Казалось, что она глядит на Никиту с лукавой улыбкой пристальными длинными глазами.

За окном опять появилась ворона, осыпая снег, села на ветку и принялась нырять головой. Никите стало жутковато, и он, выбравшись из пустых комнат, побежал на двор. (165 слов)

1. Произвести синтаксический разбор выделенных предложений.

3-е предложение 1 абзаца

4-е предложение 2 абзаца

Найти сложноподчиненные предложения, определить тип придаточного предложения.

Оцените статью
Adblock detector