Зенит е гелиос 44 2

Зенит-Е
Тип Однообъективный зеркальный фотоаппарат.
Производитель КМЗ, БелОМО.
Год выпуска 1965 — 1986.
Крепление объектива Резьбовое соединение M42×1/45,5,
до 1967 года резьбовое соединение M39×1/45,2.
Фотоматериал плёнка типа 135.
Размер кадра 24×36 мм.
Фокусировка Ручная.
Экспозиция Ручная установка. Встроенный несопряжённый экспонометр с селеновым фотоэлементом.
Затвор Механический, шторно-щелевой, с горизонтальным движением матерчатых шторок.
Фотовспышка Синхроконтакт с регулятором упреждения синхронизации фотовспышки.
Видоискатель Зеркальный с несъёмной пентапризмой и матовым стеклом. Поле зрения видоискателя 20×28 мм.
Размеры (с объективом «Гелиос-44−2») — 138×93×100 мм.
Вес (с объективом «Гелиос-44−2») — 1000 г.
Медиафайлы на Викискладе

«Зени́т-Е» — самый массовый в мире однообъективный зеркальный малоформатный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 годах на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 год на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белорусская ССР) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более восьми миллионов штук (из них на КМЗ — 3 334 540 штук) — мировой рекорд для зеркальных фотоаппаратов [1] [2] . Кроме того, «Зенит-Е» был самой массовой моделью Красногорского механического завода [3] . По неофициальной версии индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова [4] [5] .

Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух штатных объективов: «Гелиос-44» или «Индустар-50» [6] .

Содержание

Особенности конструкции [ править | править код ]

«Зенит-Е» стал дальнейшим развитием фотоаппарата «Зенит-3М» и родоначальником самого массового зеркального семейства в истории советского фотоаппаратостроения [5] . От предшественника камера унаследовала цельнолитой металлический корпус, не требующий юстировки рабочего отрезка, и фокальный затвор с прорезиненными матерчатыми шторками [7] . Важнейшая модернизация заключалась в наличии зеркала постоянного визирования [8] , обеспечивающего работоспособность видоискателя как при взведённом, так и при спущенном состоянии затвора [* 1] . Камера стала первым из «Зенитов», оснащённых таким зеркалом [10] . Ещё одним новшеством стал несопряжённый селеновый экспонометр [6] [3] [11] .

Несмотря на усовершенствования, основные недостатки, унаследованные от самого первого «Зенита», так и остались неустранёнными. Среди них главным считается ограниченное поле зрения видоискателя, отображающего всего 65% площади будущего кадра. К моменту выпуска «Зенита-Е» такой видоискатель не встречался больше ни в одном зеркальном фотоаппарате. Отсутствие замедлителя затвора сужало диапазон выдержек, самая длинная из которых составляла 1/30 секунды. Она же была выдержкой синхронизации, исключая возможность съёмки с «заполняющей» фотовспышкой при ярком дневном свете. Матерчатые шторки замерзали даже на небольшом морозе и затвор терял работоспособность [12] .

Практическое отсутствие светоизоляции внутреннего пространства под зеркалом провоцировало многочисленные отражения света от деталей камеры, снижающие контраст [13] . Селеновый экспонометр имел низкую точность и из-за небольшой чувствительности годился только на улице днём. Дело осложнялось засветкой практически неизбирательного фотоэлемента от неба, искажавшей показания в сторону недодержки. Кроме того, несопряжённая конструкция исключала полуавтоматическое управление экспозицией, превращая экспонометр во вспомогательную приставку. Счётчик кадров с ручной установкой на «0» считался устаревшим, поскольку практически во всех зарубежных и некоторых советских камерах автоматически сбрасывался при открывании задней стенки. Обратная перемотка плёнки маховиком с накаткой также уступала в удобстве и оперативности рулеточным рукояткам, ставшим к тому времени всеобщим стандартом.

«Зенит-Е» с объективом «Индустар-50−2»

Верхний щиток с диском выдержек

Фотоаппарат с открытой задней стенкой

Калькулятор селенового экспонометра

В то же время, конструкция фотоаппарата была чрезвычайно простой и не требовала высокой квалификации при ремонте [14] . Для фотолюбителей запаса надёжности хватало на весь срок эксплуатации, а в профессиональной фотографии небольшие поломки устранялись самостоятельно. Механический затвор и селеновый экспонометр не требовали никаких элементов питания, работая автономно. Матовое стекло видоискателя без фокусировочных приспособлений и какой-либо разметки не искажало композицию при кадрировании [15] . Дальнейшие усовершенствования фотоаппарата, результатом которых стало появление моделей «Зенит-ЕМ» и «Зенит-TTL», ухудшили эргономику. Спуск стал тугим из-за примитивного привода нажимной диафрагмы, а видоискатель с фокусировочным экраном из пластмассы низкого качества потерял информативность. Поэтому «Зенит-Е» долго пользовался популярностью среди фотографов, благодаря удобству фокусировки по матированной стеклянной поверхности и мягкому спуску [13] .

Читайте также:  Жесты для тачпада windows 10

Фотоаппарат не имел механизма управления диафрагмой, что усложняло фокусировку, требующую максимального относительного отверстия. Поэтому наилучшим образом с камерой сочетались объективы с механизмом предварительной установки диафрагмы, позволяющим после фокусировки закрывать её вручную, не отрываясь от видоискателя. Такой диафрагмой оснащались как объективы серии «А» со сменным хвостовиком, так и другие, например «Индустар-61 Л/З» и «Гелиос-40−2». Важным обстоятельством была самая низкая цена «Зенита-Е» из всех советских зеркальных фотоаппаратов: в самой дорогой комплектации с объективом «Гелиос-44−2» он стоил 100 рублей. Дешевле стоил только упрощённый вариант «Зенит-В», но он выпускался в небольших количествах и был практически недоступен в продаже. На международном рынке позиции «Зенита-Е» оказались ещё более выгодными, поскольку ценовой конкуренции этой камере не мог составить ни один зеркальный фотоаппарат [15] [16] .

Модернизация [ править | править код ]

За время выпуска «Зенит-Е» претерпел множество изменений, часть которых заимствовалась от новых моделей в целях унификации. До 1967 года для крепления объективов использовался стандарт резьбового соединения M39×1 с рабочим отрезком 45,2 мм [3] . Такая резьба, унаследованная от дальномерных фотоаппаратов «Зоркий», отличалась от общемирового стандарта M42×1 с рабочим отрезком 45,5 мм для зеркальных камер. При этом дальномерная оптика М39 из-за другого рабочего отрезка оказалась несовместимой с «Зенитами». Поэтому стандарт М39 был заменён на М42, позволив обеспечить взаимозаменяемость с зарубежными объективами и фотоаппаратами [6] .

Зенит-E — массовый советский малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более 8 млн шт. Фотоаппарат комплектовался одним из штатных объективов : Гелиос-44−2 2/58 или Индустар-50−2 3,5/50.

Существовало несколько модификаций аппарата. Мой экземпляр выпущен до середины 1970-х годов и в нем отсутствует крепление для фотовспышки. Кроме того, в Зенит-Е есть съемное окулярное кольцо, позволявшее устанавливать диоптрийную линзу для коррекции зрения фотографа.

Зенит-E не даром стал самым массовым продаваемым фотоаппаратом в своем классе — в свое время он обладал лучшим соотношением цена качество. Камера имеет встроенный селеновый экспонометр и неплохой объектив Гелиос-44−2. Розничная цена «Зенита-Е» в 1980 году с объективом Гелиос-44−2 была 100 рублей, с объективом Индустар-50−2 — 77 рублей.

Фотоаппарат Зенита-Е — это дальнейшая модернизация Зенит-3м. От предшественника сохранилась компоновка всех элементов настроек. Все также отсутствует держатель вспышки на камере, сверху есть только выступ под пентапризму видоискателя. Справа от него — ручка выбора выдержек с таким же аскетическим набором: В-30−60−125−250−500. Выдержки отрабатываются матерчатым шторным затвором.


Классическая компоновка органов управления камерой

Справа находится рукоятка взвода затвора, которая обзавелась пластиковым упором для пальца. При заводе курок описывает большую дугу где-то в 200 градусов. Курок вращается вокруг оси, в центре которой находится кнопка спуска, а вокруг на диске побольше находится шкала счетчика кадров. Между кольцом выбора выдержки и кольцом затвора-спуска находится маленькая кнопка обратной перемотки пленки, которая освобождает приемную катушки и она может свободно вращаться позволяя сматывать с нее пленку обратно в касету.

Можно предположить что Зенит-Е стал таким популярным среди любителей благодаря наличию экспонометра, появилась возможность объективной оценки освещенности предмета съемки. Хотя встроенный экспонометр не блещет точностью, но все же лучше оценивать освещенность по нему, чем «на глаз» или приобретая вовсе не дешевый, на то время, отдельный прибор. К сожалению, со временем селеновые элементы выгорают и в наши дни редко можно найти экземпляр с правильно работающим экспонометром (в лучшем случае нужно делать своего рода коррекцию экспозиции на несколько стопов в плюс, в худшем — он просто не работает).

Читайте также:  Для чего нужна установка цен номенклатуры

Бесполезная в Зенит-3м шкала выбора светочувствительности пленки (размещенная слева на верхней плоскости) в Зените-Е приобрела новое важное значение — она стала частью шкалы экспонометра. Сама шкала стала фиксированной, а поверх нее вращается диск с окошком, которое нужно сопоставить с нужной чувствительностью (ГОСТ16−32−65−130−250−500 или DIN) на этом поворотном диске нанесена другая шкала диафрагм: от 2 до 32. Обе шкалы опоясывает другое кольцо со шкалой выдержек. Это кольцо связано с указателем, который поворотом кольца, нужно совместить с стрелкой экспонометра. Таким образом получается ряд парных значений выдержка-диафрагма, которые можно использовать для установки правильной экспозиции.


Ручка перемотки пленки с телескопической конструкцией

В центре всей этой группы колец и дисков еще есть ручка обратной перемотки пленки. Для того чтобы ею воспользоваться надо ее вытянуть полностью вверх, появится небольшой телескопический механизм, зафиксировать его повернув выступ в паз, затем опустить ручку назад чтобы выступы зашли в приемную катушку и потом уже вращать ручку для перемотки.

В Зените-Е зеркало не залипает как в Зените-3м. На Зените-Е зеркало возвратного типа — можно в любой момент посмотреть в видоискатель без взвода затвора.

Объектив Гелиос-44−2 — светосильный с оптической схемой биотара, Индустар-50−2 менее светосильный объектив с оптической схемой Тессар. Гелиос-44−2 позволяяет получить хорошие кадры с четким объектом съемки и размытыми элементами на заднем плане, если снимать на полностью открытой диафрагме. Он также имеет оригинальное закрученное боке, которое особенно можно увидеть на полном кадре и немножко усеченным даже на кропнутых цифровых камерах.

Зенит-Е, к сожалению, как и Зенит-3м, не имеет механизма прыгалки. Поэтому закрывать диафрагму до выбранного значения нужно вручную перед каждым нажатием на кнопку спуск. Фокусировка тоже осуществляется просто по матовому экрану, что затруднительно при небольшой освещенности.

Вывод
Камера Зенит-Е — наверное одна из самых популярных советских зеркалок, имеет аскетический набор выдержек, простую фокусировку, а также встроенный селеновый экспонометр. Фотоаппарат позволяет получать хорошие снимки благодаря светосильному объективу. Может пригодиться для первых шагов в творческой съемке, для того чтобы сделать каждый снимок нужно задуматься какую экспозицию выбрать.

Примеры фотографий, снятых фотоаппаратом Зенит-E

Все примеры сняты штатным объективом Гелиос-44−2 2/58. Пленка Kodak ColorPlus ISO 200. Проявка и сканирование в фотолабе.


ISO 200, f/4, В (около ½сек) Ночной пейзаж. При съемке с рук трудно избежать шевеленки при больших видержках.


ISO 200, f/11, 1/250сек Городской пейзаж.


ISO 200, f/5,6, 1/250сек Сельский сюжет.


ISO 200, f/2, 1/250сек. При полностью открытой диафрагме сужается ГРИП что приводит к размытию элеменов, которые не в фокусе.


ISO 200, f/5.6, 1/500сек Портрет на цветочном лугу.


ISO 200, f/4, 1/60сек. Натюрморт.


ISO 200, f/8, 1/60сек Цветущий сад


ISO 200, f/2, 1/250сек На заднем плане видно фирменное крученое боке объектива Гелиос 44−2


ISO 200, f/8, 1/125сек Фото имеет хорошую глубину и реалистичность.


ISO 200, f/2,8, 1/500сек

August 19th, 2010

07:51 pm — Про Гелиос-44−2
В 1981 году Красногорский механический завод начал выпуск малоформатного зеркального фотоаппарата с зеркалом постоянного визирования под названием «Зенит-ЕТ». Это был улучшенный вариант модели «Зенит-Е», к которому прикрутили невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования.

Фотоаппарат «Зенит-ЕТ» имел встроенное экспонометрическое устройство, автоспуск, курковый взвод затвора. В фотоаппарате могли применяться сменные объективы с присоединительной резьбой M42x1 и рабочим расстоянием 45, 5 мм. «Зенит-ЕТ» мог быть использован для репродукционных работ с применением удлинительных колец, съемки мелких предметов крупным планом с малых расстояний (макросъемка) и съемки с микроскопом (микросъемка).

Фотоаппарат выпускается в двух вариантах: с объективом «Гелиос-44−2» — 2/58 мм, с объективом «Индустар-50−2» — 3,5/50 мм.

Фотоаппарат выгодно отличался от предшествующих моделей следующими достоинствами:

— невращающийся диск выдержек;
— обратная перемотка пленки с помощью рулетки при зафиксированном отключении механизма затвора от механизма транспортирования пленки;
— линза Френеля обеспечивает равномерную яркость изображения объекта съемки в видоискателе, а микропирамиды в центре поля повышают точность наводки изображения на резкость;
— синхронизация затвора с лампой-вспышкой; возможность пользоваться лампами-вспышками с кабельным и бескабельным соединением;
— зарядка фотоаппарата пленкой — кассетная с упрощенной заправкой конца пленки на принимающую катушку.

Читайте также:  Грустное фото на аву аниме

Фотоаппарат «Зенит-ЕТ» выпускался с 1982 года до середины 1990-х годов. Общее количество выпущенных экземпляров превышает 3 000 000 (!) штук, а вместе с предшественником «Зенит-Е» — 8 000 000 (!) штук, что является абсолютным рекордом для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Компании Canon и Nikon, как говорится, нервно курят в сторонке.

Розничная цена «Зенита-Е» в 1980 г. с объективом «Гелиос-44−2» была 100 рублей,с олимпийской символикой 110 рублей, с объективом «Индустар-50−2» — 77 рублей. «Зенит-ЕТ» стоил примерно столько же.

Мне же «Зенит-ЕТ», который вы видите на фото, достался абсолютно бесплатно. В середине 1990-х годов, когда в стране стали массово появляться первые фотолаборатории по проявке плёнок и печати фотографий, я снимал «Зенитом» практически одни портреты друзей и родственников. Тогда мне казалось, что тратить дорогую плёнку на какие-то там пейзажи с макро глупо и расточительно.

Помню, что на день рождения я даже получил в подарок немецкую вспышку Unomat, с которой «Зенит» стал выглядеть весьма взросло и солидно. Но потом была приобретена плёночная мыльница, не помню какой марки, и тяжеленный «Зенит» с его ручным автофокусом, зумом «ногами» и прочими механическими чудесами был помещён в шкаф, где и провёл последние лет 12, если не больше.

Так и лежал бы «Зенит» в тёмном и пыльном шкафу, если бы в последнее время я не стал натыкаться в Интернете на статьи маститых (и не очень) фотографов, которые успешно скрещивали современные японские фотоаппараты и старые советские объективы. Как оказалось, это совсем не сложно — достаточно лишь приобрести соответствующее переходное кольцо с советского стандарта на какой-нибудь Canon/Nikon/Sony/Pentax/Olimpus и вуаля — вспоминайте давно забытые ощущения.

Не устоял перед таким соблазном и я. В магазине «Фотоплюс» (здесь могла бы быть ваша реклама) за 1 200 рублей был куплен переходник фирмы «Поиск». При всём уважении к данной фирме такую цену за металлическое колечко с резьбой считаю неразумно завышенной. Однако деваться некуда — и указанное колечко успешно было вставлено между родным православным объективом и буржуйской басурманской тушкой.

Что из этого получилось — можно посмотреть на приложенных ниже снимках. Снимать связкой Canon-Гелиос, кстати, то ещё мучение. Автофокуса здесь нет в принципе, диафрагма выставляется на самом объективе, а фокусное расстояние в 58 мм совершенно непригодно для съёмки городских пейзажей.

Но вот макро получаются вроде ничего. Например, вот кадр с рябиной, которая горит в саду костром ясным.

Вот белый цветок с неизвестным мне названием.

А также неизвестные красные метёлки.

Пейзажи же можно щёлкать лишь на закрытой диафрагме, но выбирать более-менее приемлемую композицию очень трудно — всё-таки 58 мм есть 58 мм.

Съёмка велась вечером при закатном солнце. На ISO 200 полным-полно шумов.

Действительно, пейзажи — не конёк Гелиоса-44−2.

Его конёк — портреты. Хорошая светосила и т.н. мягкий рисунок позволяют получать весьма неплохие кадры. А какое изумительное у него бокэ.

Однако в силу ряда причин я не буду выкладывать в ЖЖ портреты снятых Гелиосом людей. Поэтому держите кота. Тоже портрет, в некотором роде.

Таким образом, опыт использования старого советского объектива на новой японской тушке можно считать положительным. Конечно, звёзд с неба Гелиос не хватает, но снимает уверенно. Хотя, конечно, эксплуатировать Гелиос-44−2 вместо Canon EF 50 f/1.8 II — это извращение. Но, с другой стороны, а почему бы и нет?

П.С. Недавно у камрада indifound видел хороший пост о сравнении двух фотоппаратов — старого «Зенит-Е» и современного Canon EOS 550D.