Жестокость в русских народных сказках

Сказки прошлого были порой настолько жуткими, полными всяких отвратительных кровавых подробностей — трудно представить, кто мог заснуть после такого чтения на ночь. Сегодня многие из них уже переписаны и облагорожены. А те, что прошли через руки Диснея, обзавелись хорошим концом.Мы хотим напомнить, какими знакомые с детства сказки были в самом начале, когда только появились на свет.

Самый известный сегодня вариант сказки о Крысолове, в двух словах, таков:
Город Гамельн подвергся нашествию полчища крыс. И тут появился человек с дудочкой и предложил избавить город от грызунов. Жители Гамельна согласились заплатить щедрое вознаграждение, и крысолов выполнил свою часть договора. Когда дело дошло до оплаты — горожане, что называется, «кинули» своего спасителя. И тогда Крысолов решил избавить город от детей тоже!

В более современных версиях, Крысолов заманил детей в пещеру подальше от города и как только жадные горожане расплатились, отправил всех по домам. В оригинале Крысолов завёл детей в реку, и они утонули (кроме одного хромоножки, который отстал от всех).
Красная шапочка

Знакомая всем с детства сказка заканчивается тем, что Красную шапочку и бабушку спасли дровосеки. Оригинальная французская версия (Шарля Перро) была далеко не так мила. Там вместо маленькой девочки фигурирует хорошо воспитанная юная леди, которая спрашивает у волка дорогу к дому бабушки и получает ложные инструкции. Глупая девушка следует советам волка и достаётся ему на обед. И всё. Никаких дровосеков, никакой бабушки — только довольный сытый волк и Красная шапочка, которую он загрыз.

Мораль — не спрашивайте советов у незнакомых.
Русалочка

У Диснея фильм про Русалочку заканчивается пышной свадьбой Ариэль и Эрика, на которой веселятся не только люди, но и морские жители. Но в первой версии, которую написал Ганс Христиан Андерсен, принц женится на совершенно другой принцессе, а убитой горем Русалочке предлагают нож, который она, чтобы спастись, должна вонзить в сердце принца. Вместо этого бедное дитя прыгает в море и умирает, превратившись в морскую пену.

Затем Андерсен слегка смягчил концовку, и Русалочка становилась уже не морской пеной, а «дочерью воздуха», которая ждёт своей очереди, чтобы отправиться на небеса. Но всё равно это был очень печальный конец.
Белоснежка

В наиболее популярной версии сказки о Белоснежке королева просит егеря убить ненавистную падчерицу и принести в качестве доказательства её сердце. Но егерь пожалел бедняжку и вернулся в замок с сердцем кабана.

На этот раз изменения компании Диснея не были такими кардинальными. Всего пара деталей: в оригинале королева велела принести печень и лёгкие Белоснежки — их приготовили и подали на ужин в тот же вечер! И ещё. В первой версии Белоснежка просыпается от того, что по пути во дворец её толкнула лошадь принца — совсем не от волшебного поцелуя. Да — и в версии братьев Гримм сказка заканчивается тем, что королеву заставляют танцевать в раскалённых туфлях, пока та не умирает в страшных мучениях.
Спящая красавица

Все знают, что спящая красавица — это прекрасная принцесса, которая проколола палец веретеном, погрузилась в сон и спала сто лет, пока, наконец, не приехал принц, и не разбудил её поцелуем. Они тут же полюбили друг друга, поженились и жили долго и счастливо.

Оригинал далеко не так мил. Там девушка погрузилась в сон из-за пророчества, а вовсе не из-за проклятия. И разбудил её совсем не поцелуй принца — король, увидев красавицу спящей и беспомощной, насилует бедняжку. Через девять месяцев родилось двое детей (девушка всё ещё спит). Один из детей сосёт палец матери и вытягивает занозу от веретена, из-за которого, как оказалось, она и не могла проснуться. После пробуждения красавица узнаёт, что стала жертвой насилия и матерью двоих детей.
Румпельштильцхен

Эта сказка отличается от остальных тем, что была модифицирована самим автором, который решил нагнать ещё большей жути. В первом варианте злой карлик Румпельштильцхен плетёт для юной девушки золотые нити из соломы, чтобы она могла избежать казни. За свою помощь он требует отдать ему будущего первенца. Девушка соглашается — но когда время расплаты приходит, она, естественно, не может этого сделать. И тогда карлик обещает, что освободит её от обязательства, если она угадает его имя. Подслушав песенку, в которой карлик напевал своё имя, молодая мать избавляется от необходимости уплачивать страшный долг. Посрамлённый Румпельштильцхен убегает прочь, и этим всё заканчивается.

Второй вариант куда более кровавый. Румпельштильцхен от злости так топает ногой, что его правая ступня погружается глубоко в землю. Пытаясь выбраться, карлик разрывает себя пополам.
Три медведя

В этой милой сказке фигурирует маленькая златовласая девочка, которая заблудилась в лесу и попала в дом трёх медведей. Ребёнок ест их еду, сидит на их стульях, и засыпает на постели медвежонка. Когда медведи возвращаются, девочка просыпается и от страха сбегает в окно.

У этой сказки (опубликованной впервые в 1837 году) целых два оригинала. В первом медведи находят девочку, разрывают её и съедают. Во втором — вместо златовласки появляется маленькая старушка, которая, после того, как её будят медведи, выпрыгивает в окно и ломает себе то ли ногу, то ли шею.
Гензель и Гретель

В самом популярном варианте этой сказки двое маленьких детей, потерявшихся в лесу, набредают на пряничный домик, в котором живёт ужасная ведьма-людоедка. Дети вынуждены выполнять всю работу по дому, пока старуха откармливает их, чтобы в конце концов съесть. Но дети проявляют смекалку, бросают ведьму в огонь, и сбегают.

Читайте также:  Гто как восстановить пароль и логин

В ранней версии сказки (которая называлась «Потерявшиеся дети») вместо ведьмы фигурировал сам дьявол. Дети его перехитрили (и пытались расправиться с ним примерно таким же образом, как Гензель и Гретель с ведьмой), но он сумел спастись, соорудил козлы для пилки дров, после чего велел детям взобраться и лечь на них вместо брёвен. Дети притворились, что не знают, как правильно лечь на козлы, и тогда дьявол велел своей жене продемонстрировать, как это делается. Улучив момент, дети перепиливают ей горло и сбегают.

Девушка без рук

По правде говоря, новая версия этой сказки не сильно добрее, чем оригинал, но всё же отличий между ними достаточно, чтобы попасть в эту статью. В новой версии дьявол предложил бедному мельнику несметное богатство в обмен на то, что находится за мельницей. Думая, что речь идёт о яблоне, мельник с радостью соглашается — и вскоре узнаёт, что продал дьяволу собственную дочь. Дьявол пытается забрать девушку, но не может — потому что она слишком чиста. И тогда нечистый угрожает забрать вместо неё отца и требует, чтобы девушка позволила своему отцу отрубить ей руки. Она соглашается, и лишается рук.

Это, конечно, малоприятная история, но всё же она несколько гуманней ранних версий, в которых девушка отрубает руки сама себе, чтобы стать уродливой в глазах своего брата, который пытается её изнасиловать. В другой версии отец отрубает руки собственной дочери, потому что та отказывается вступить с ним в интимную близость.

Современная сказка заканчивается тем, что прекрасная трудолюбивая Золушка получает в мужья не менее прекрасного принца, а злые сёстры выходят замуж за двух знатных господ — и все счастливы.

Этот сюжет появился в первом веке до нашей эры, где героиню Страбона (греческий историк и географ) звали Родопис (розовощёкая). История была очень похожа на ту, которую мы все хорошо знаем, за исключением хрустальных башмачков и кареты из тыквы.

Но есть гораздо более жестокая вариация от братьев Гримм: у них злобные сёстры режут собственные ступни по размеру хрустальных башмачков — в надежде обмануть принца. Но хитрость не удаётся — на помощь принцу прилетают два голубя и выклёвывают глаза мошенниц. В конце концов, сёстры заканчивают свои дни слепыми нищенками, в то время как Золушка наслаждается роскошью и безмятежным счастьем в королевском замке.

Отрывок из книги Максима Максимова «Не только любовь»

Сказку хорошо ребёнку не читать, а рассказывать. Во-первых, потому что тогда вы можете наблюдать за тем, как он слушает сказку. Во-вторых, это получается как бы совместное путешествие в мир сказки. Ребёнку важно сознавать, что вы поддерживаете и одобряете эти его отлучки в сказочный мир, считаете это нормальным, здоровым поведением.

К сожалению, в наш просвещённый век просвещённые родители считают, что ребёнку нужно предоставлять только ту, информацию, которая бы готовила его к взрослой, реальной, материальной жизни, а всё остальное — пережитки прошлого, предрассудки, бабушкины выдумки. Мне же кажется, что волшебные сказки, которые рассказывают нам наши бабушки, формируют устройство детской души, а это устройство очень мало зависит от государственного устройства и от прочих взрослых, так важных для нас вещей. Но для некоторых родителей все сказочные события и атрибуты — из реальной жизни. И часто из самых лучших чувств они стараются защитить ребёнка от всех тех ужасов, которые творятся в сказках. В сказках действительно кровь льётся рекой, процветает каннибализм и бесчеловечная жестокость. В сказках всё время кто-то кого-то ест или готовится съесть. Сказочных негодяев казнят с изощрённым садизмом. Но всё это — в сказочном мире, где каждое событие имеет волшебный смысл. Для взрослого поедание поросёнка — это пищеварительный процесс. А для ребёнка — это чудесное превращение. Для взрослого бросание в яму со змеями — это нарушение прав человека. А для ребёнка — уверенность в том, что зло уничтожено. Для ребёнка важна не только вера в справедливое устройство мира, где зло наказывается, а добро торжествует. Важно также знать, что зло уничтожено навсегда.

Кстати, не очень просто отвечать на вопрос, который часто задают дети: «Скажи, а на свете существуют Баба Яга, дракон и так далее?» С одной стороны, ясно, что существуют, иначе сказка потеряла бы всякий смысл. С другой стороны, ребёнок должен быть уверен в том, что, выйдя завтра погулять, он не встретит на улице дракона. Так как же? Существует или не существует? Очень важное правило — не объяснять ребёнку всего того, что мы сейчас с вами обсуждаем. Глубинный смысл сказки должен оставаться скрытым от ребёнка. Сила сказки в том, что она действует непосредственно на подсознание. Если мы попытаемся перенести её на сознательный уровень, то получится нелепость и бессмыслица. Сказка умрёт. Это правило — часть более общего правила, которого необходимо придерживаться и во взрослой жизни: нельзя залезать в душу другого человека, даже самого близкого. Если по каким-то причинам вы проникли в механизм его душевных движений, не следует раскрывать ваше знание. Внутренний мир ребёнка должен быть огражден от посягательства взрослых.

Читайте также:  Быстро отрастают волосы после бритья

Другая опасность — самодеятельное творчество родителей, исправления и добавления, которые взрослые вносят в сказку, желая её разнообразить или осовременить. Один папа, которому надоело бесконечно повторять одну и ту же сказку своему сыну, стал вводить в неё предметы и персонажи из реального мира. В сказке рядом с волками, волшебными палочками и драконами появились троллейбусы, светофоры и милиционеры. В результате сын чуть было не попал в школу для детей с психическими травмами. Троллейбусы и милиционеры переместили действие сказки в наш реальный настоящий мир. Одно дело, когда тебя едят в сказке, и ты точно знаешь, что к концу сказки зло будет уничтожено, и ты сможешь спокойно вернуться домой. Другое дело, когда ты выходишь на улицу, а из-за угла на тебя может выскочить дракон. И такие страхи поджидают тебя в твоём родном дворе, за каждым поворотом твоей родной улицы. Именно поэтому сказка всегда начинается с одного из стандартных сказочных зачинов: «В некотором царстве, в тридевятом государстве. », «Было это так давно, когда звери разговаривали» и так далее. Это как бы ворота в сказочный мир. Пройдя их, ты точно знаешь, что попал в сказочный мир.

Жестокость в компьютерных играх провоцирует склонность к реальному насилию. Это не гипотеза, а свежедоказанный факт.

Американские ученые провели целую серию опытов. Они внимательно следили за подростками, которые увлекаются разными стрелялками. Оказалось, что изображения сцен уже не виртуального насилия, убийства вызывают у них эмоциональную реакцию заметно ниже нормы.

А как на ранимую психику влияют кошмары, описанные в сказках. На днях я прочитал своему 6-летнему сыну приключения «Барона Мюнхаузена». И мне, честно говоря, было не по себе. Непонятно, куда смотрят защитники животных. Какой пример ребенку подает барон Мюнхаузен, самыми изощренными способами истязающий бедных зверей.

Но, может быть, мы взрослые настолько испорчены, что нам всe видится в черном цвете? А дети воспринимают это совершенно спокойно? Репортаж Юрия Чухина.

«Вся дрожа, несчастная протянула ему ключик, замаранный кровью. „Негодница, ты заглядывала в чулан! Через час ты будешь мертвой!“ Точа нож, злодей приговаривал: „Точись, точись, нож, ты перережешь горло моей жене“».

Это не сцена из фильма ужасов и не описание пыток святой инквизиции, это любимые сказки наших маленьких читателей. Висящие на железных крючьях восемь жен Синей Бороды, сварившийся заживо царь в «Коньке-Горбунке» Ершова, пляшущие в красных башмачках отрубленные палачом ноги маленькой девочки у Андерсена. И это прекрасный волшебный мир сказок? От пожирающих детей людоедов и чудовищ иного взрослого начинает бить нервная дрожь, что уж говорить о детской психике?

Борис Зелексон, врач-психиатр: «Если же у ребенка есть какие-то невротические проявления — страх темноты, страх оставаться одному, и вообще он тревожен, боязлив, то на такие вот посылы, которые есть в сказках, он может отреагировать болезненно».

Ирина Филимонова с опаской разглядывает книжные полки в магазине, как бы под обложкой с добрым рисунком не нарваться на очередного сосущего кровь Дракулу или шабаш ведьм на кладбище. Хотелось бы, чтобы полуторагодовалый Максимка спокойно спал по ночам. Не все сказки одинаково полезны — твердое мнение молодой мамы.

Ирина Филимонова, мама Максима: «В сказках встречается жестокость. Например, Золушка, которая была в первоисточнике, там мачеха отрубала вообще пальцы своим старшим дочерям за то, что они не смогли влезть в туфельку».

Современный вариант сказки о Золушке принадлежит Шарлю Перро. В одной из оригинальных средневековых версий этой истории мачеха не доживает даже до середины сказки, Золушка, она же Зизола, ломает ей шею клюшкой от сундука, когда та наклонилась посмотреть на наследство падчерицы.

Ученые объясняют наличие жестокости тем, что изначально сказки были адресованы взрослым. Первые из них появились еще несколько тысяч лет назад, тогда они носили, скорее, прикладной характер, объясняет профессор Морохин, вот уже более 30 лет исследующий этот жанр фольклора.

Николай Морохин, доктор филологических наук, профессор ННГУ: «И они рассказывают о животных, о том, как проходила охота на них, каковы их повадки. Ну, это замечательные памятники культуры. И, конечно, они исходно не предназначались для детского чтения».

Нужно ли выбирать, какие сказки можно читать, какие нет? Этот вопрос сейчас вовсю обсуждается на форумах в Интернете. "Сегодня я прочитаю ребенку сказку «Как замерз и оторвался в проруби волчий хвост, а завтра он пойдет проверять на стойкость хвосты у дворовых кошек и собак», — пишет один из родителей. «Когда показывают монстров в мультфильмах, бегу оттаскивать дочку от экрана», — вторит другой посетитель форума.

Выбирать сказки — смешная затея, считает другая мама, Арина Авдеева: «Насилие, которое в сказках встречается, оно по большому счету, на мой взгляд, оправданно, и ребенок, на мой взгляд, даже в двухлетнем возрасте, должен понимать, что жизнь она не только розовая, она многоцветная, и встречаются полосы не очень веселых цветов, и надо быть к этому готовым».

Вот прекрасная иллюстрация — «Волк и семеро козлят» — подбирает она новый сборник для чтения сыне Никите.

Арина Авдеева, мама Никиты: «Волк прыгнул, да провалился в горящую яму, и брюхо у него от огня лопнуло. А хорошие герои, козлятки, положительные персонажи, они выскакивают из брюха и прямо к маме прыг. Так что это учит тому, что зло должно быть наказано».

Читайте также:  Дилер и представитель разница

Добро, конечно, должно быть с кулаками, правда, вопрос, насколько большими должны быть эти кулаки детских сказок, и не слишком ли они там злые, остается открытым.

Игорь Вачков, сказкотерапевт, доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета

Ведущий: «А что по этому поводу нам посоветует эксперт с редкой специальностью сказкотерапевт. У нас в студии доктор психологических наук, профессор Игорь Вачков. Игорь Викторович, добрый день. Нам, и правда, нужно с большой осторожностью выбирать сказки для детей?»

Игорь Вачков: «Безусловно. К сожалению, до сих пор публикуется множество сказок, иногда в очень неудачных переводах того же Андерсена, Шарля Перо, которые не предназначаются, во-первых, действительно для детей, изначально тот же Андерсен. Потому что он своих сказок писал, адресуясь не просто взрослому даже населению, а совершенно конкретным людям. Например, сказка „Дюймовочка“ была написана специально для знакомой девушки, которая была очень внешне непривлекательна, и он очень хотел, чтобы у нее всe получилось в жизни.

Ребенок воспринимает сказку часто совершенно не так, как воспринимаем мы с вами. Классический момент, когда Мальчика-с-пальчика отвозит папа в лес и бросает там. С точки зрения взрослого человека — это полный абсурд. Ну, как же так. Родители разве могут поступать таким образом с детьми? Обычно же ребенок воспринимает это совершенно нормально. Да, это может быть. И я попробую объяснить почему. А потому что на самом деле вот в этом маленьком эпизоде фактически ребенок бессознательно воспринимает идею своей будущей автономности, будущей самостоятельности».

Ведущий: «То есть, вы говорите, что сказку выбирать не надо. Всe равно жестокость нужна и необходима для того, чтобы ребенок представлял себе свою будущую жизнь отдельно от родителей в мире, полном подлости, жестокости и обмана, так сказать».

Игорь Вачков: «Не совсем так. Сказки выбирать надо. Прежде всего, на мой взгляд, следует очень осторожно относиться к сказкам Андерсена. Вот у одного из психоаналитиков немецких есть даже такая очень четко сформулированная мысль. Андерсен невротик и свой невротизм он проецировал в своих сказках. Но следует помнить, что это был талантливейший невротик».

Ведущий: «А все ли дети одинаково реагируют на те или иные жестокие эпизоды сказок?»

Игорь Вачков: «Безусловно, нет».

Ведущий: «Отчего это зависит?»

Игорь Вачков: «Это зависит от особенностей психики ребенка. Ну, ответ достаточно очевиден. Дело в том, что, например, ребенок меланхолик по темпераменту, безусловно, будет более чувствителен к этим страшным, пугающим моментам сказки. И вполне вероятно, что, дойдя до этого момента в сказке, он может заплакать, он может отказаться слушать эту сказку вообще. Он может спрятаться и потом всю ночь бояться, переживать».

Ведущий: «Но как родители должны реагировать?»

Игорь Вачков: «Родители должны, прежде всего, очень внимательно следить за реакцией ребенка. При отказе ребенка слушать сказку, особенно вот в те моменты, которые являются страшными, родители должны сразу прекратить это делать. Интересный факт, ведь ребенок, отказавшийся слушать сказку вот в данный момент, часто через какое-то время сам просит прочитать ее. Он боится, он сжимается, он поднимает плечики, но проживает этот страшный момент со своеобразным даже удовольствием. Ему это нужно. И важно только не спешить в этим. Не пытаться напугать его раньше, что называется, чем он сам окажется готов к этому».

Ведущий: «Но в сказках есть еще один спорный педагогический момент. Емеля лежит на печи, и всe у него делается по щучьему велению. Или горшочек сам варит кашу. Вот это проблема или нет?»

Игорь Вачков: «Это проблема, безусловно, лень, как проблема. Но опять же, вы никогда не обращали внимание, что тот же Емеля, он ленится вначале, он действительно ленится. Но если мы внимательно посмотрим, что происходит в самом сюжете сказки, то мы видим, что он просто вынужден проявлять активность. Это еще одна из функций, направлений сказки — это пробуждение активности ребенка через преодоление лени. Ну, любой ребенок лентяй. И когда он читает про Емелю, он себя идентифицирует с ним. Он говорит, о, это про меня. А потом, когда Емеля начинает преодолевать трудности, он тоже, как бы вместе с ним, это делает. Поэтому всe не так просто».

Ведущий: «Большое спасибо, Игорь Викторович. О жестокости и лени в детских сказках мы говорили с доктором психологических наук Игорем Вачковым».

Что каждый из нас должен помнить, выбирая книжки для детей.

Покупая сборник сказок, обратите внимание на рекомендации. Как правило, особая пометка есть уже на первой странице — для какого это возраста.

Читая сказку, внимательно следите за реакцией ребенка! Если он плачет, прячется под одеяло или еще как-то проявляет испуг, то тут же перестаньте.

Однако выбрасывать такую книжку не надо, ребенок через какое-то время сам попросит ее прочитать, когда будет готов пережить этот страх.

И помните, дети очень многое воспринимают совсем не так, как мы, взрослые. То, что для нас — немыслимая жестокость, для ребенка — нормальная и понятная ситуация, которая подсказывает ему как ему реагировать на те или иные события в жизни.

Оцените статью
Adblock detector