Жизнь прекрасна и удивительна знаки препинания

07.06.2019

5 июня Что порешать по физике

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

Занятие 18
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тема 18.1. СЛУЧАИ ПОСТАНОВКИ ТИРЕ
МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях.
1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Солнце — вечное окно в золотую ослепительность (БЕЛЫЙ).

ВНИМАНИЕ! Подлежащее и сказуемое могут быть выражены:
— словосочетаниями, в которых главное слово стоит в именительном падеже: «Сказка сказок» Юрия Норштейна — один из самых замечательных мультфильмов в истории анимации.
— словами, употреблёнными в значении существительного: Самое трудное — начать книгу воспоминаний (Зелёная). 2. Если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола или если один из них — инфинитив, а другой — существительное в именительном падеже: Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Моё любимое занятие — играть в шахматы.
3. Если перед сказуемым есть слова это, это значит, вот, вот что, значит: Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин). Покупать города — это не моё дело (Петрушевская).
4. Если оба главных члена выражены числительными в именительном падеже или один из них — числительное, а другой — существительное в именительном падеже: Пятью пять — двадцать пять. Площадь этой комнаты — двадцать пять квадратных метров.
5. Если сказуемое выражено фразеологическим оборотом: И дураки и умники — одним миром мазаны. Талант у него — дай бог каждому!
6. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным при обратном порядке членов предложения: Виновник этого — он.

Тема 18.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ И
ПОЛНОТЕ

Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях, обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. Разночтения, связанные с оттенком выражения мысли, допускают варианты в постановке знаков препинания.

Упражнение 18.2.1
Поставьте тире в неполных предложениях с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого.

1. За окнами снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам следы ночной пурги (Бунин). 2. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительно нежное небо (Бунин). 3. В тяжёлых взмахах крыльев лебедей царственное величие (Федин). 4. В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке радость жизни (Федин).

Упражнение 18.2.2
Поставьте тире в неполных предложениях с опущенными членами предложения, названными в другой части предложения.
1. Золото добывают из земли, а знания из книги (Пословица). 2. Жаворонок является к теплу, зяблик к стуже (Пословица). 3. Красна птица перьями, а человек знаниями (Пословица). 4. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она поддерживала чайник, другой кран самовара (Л. Толстой). 5. Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник в другую (Бунин).

Тема 18.3. ОТСУТСТВИЕ ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире между подлежащим и сказуемым при оговорённых выше условиях обычно не ставится в следующих случаях:
1. Если подлежащее выражено личным местоимением: Я царь, я раб, я червь, я бог (Державин). Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). Он раб моды (Шварц).
2. Если между подлежащим и сказуемым стоит:
— сравнительный союз (как, будто, словно, точно, всё равно, что и др.): Пруд как блестящая сталь (Фет). Капли мёда словно жемчуг (Ошанин);
— вводное слово: Петербург, как известно, один из самых замечательных городов России;
— обращение: Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека (Лермонтов);
— наречие или несогласованное определение: Музыка по-прежнему его страстное увлечение;
— частица: Декабрь лишь первый месяц зимы.
3. Если перед сказуемым, выраженным существительным, стоит отрицание не: Бедность не порок (пословица). Сердце не камень (Пословица).
Но: Между главными членами предложения ставится тире, если частица не относится к сказуемому-инфинитиву. Например: Учиться — не значит подражать кому-то, а значит самому освоить приёмы мастерства.

Внимание! Если после отрицания есть противопоставление с союзом а, то тире перед сказуемым ставится: Природа — не храм, а мастерская и человек в ней работник (Тургенев). 4. В предложениях разговорного стиля: Моя мать учительница. Мой брат инженер.
5. При обратном порядке следования главных членов предложения, когда сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь). Какое низкое коварство полуживого забавлять! (Пушкин).
6. Если в состав сказуемого входит глагол-связка быть (есть, был, будет): Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
7. Если сказуемое выражено кратким или полным прилагательным:
Жизнь прекрасна и удивительна (Маяковский). Солнце ясно, небо сине (Лермонтов). Работа отличная.

Читайте также:  Базовая диаграмма ганта шаблон

ВНИМАНИЕ!
Интонационное (авторское) тире может быть поставлено в любых случаях, если автор хочет подчеркнуть или уточнить смысловое значение подлежащего или сказуемого: Моя солдатская шинель — как печать отвержения (Лермонтов). Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник (Гоголь).

Упражнение 18.3.3
Устно объясните случаи постановки или отсутствия тире.

1. География — наука почтальонов (Чехов). 2. Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). 3. Вздыхать — это моё право (Салтыков-Щедрин). 4. И откуда это столько народу набралось (Чехов). 5. Расчудесное это занятие — снегирей ловить (Горький). 6. Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта (Белинский). 7. Скупость не глупость (Пословица). 8. Наша задача завтра — не отразить атаку противника, а уничтожить ядро армии (А. Н. Толстой). 9. Чай пить — не дрова рубить (Пословица). 10. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? (Писемский). 11. Лизавета Ивановна была пренесчастное создание (Пушкин). 12. Вы, сударь, камень (Грибоедов). 13. Гусь, как известно, птица важная (Гоголь). 14. Земля велика и прекрасна (Чехов). 15. Я смешной человек (Достоевский). 16. Главное — любить других, как себя (Достоевский). 17. Твои слова что острый нож. 18. Одуванчики весной словно живое золото.

Упражнение 18.3.4
Определите, где и в каких предложениях нужно поставить тире.
1. Судьба Грибоедова сложная историческая проблема, вряд ли разрешимая научными методами (Эйхенбаум). 2. Самый грустный человек 20:х годов был Грибоедов (Тынянов). 3. Болдинская осень один из самых значительных по интенсивности творческого труда период деятельности Пушкина (Лотман). 4. «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века (Набоков). 5. Это не моё дело обманывать людоеда (Петрушевская). 6. Анна не обычная женщина, не просто образец женственности, это натура глубокая, полная сосредоточенного и серьёзного нравственного чувства (Набоков). 7. Достоевский, как известно, великий правдоискатель, гениальный исследователь больной человеческой души (Набоков). 8. Я московский озорной гуляка (Есенин). 9. Только одна у нас цель и есть освободить тебя и взять с собой (Шварц). 10. Убивать медведей всё равно что детей убивать (Шварц).

Ответ или решение 1

В первом предложении постановка тире не требуется, так как в нем имеется составное именное сказуемое: прекрасна и удивительна.

Во втором предложении постановка тире не требуется, так как есть сравнительный союз как.

В третьем предложении постановка тире не требуется, так как есть отрицательная частица не.

В четвертом предложении постановка тире требуется, так как подлежащее и сказуемые выражены существительными в форме Именительного падежа.

В пятом предложении постановка тире не требуется, так как в нем имеется составное именное сказуемое: решающий.

Ответ: тире необходимо поставить в третьем предложении.

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010. — 237 с.)

Скачать:

Вложение Размер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx 30.55 КБ
tire.pptx 841.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.
  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.
  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

— Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

Читайте также:  Видоизменение с тенью в ворде

— Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача — хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая — стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь — исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 — устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире — знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить — только путать.

Беседовать с писателями других веков — значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше — вечная тайна для нас самих.

Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство — это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.
Читайте также:  Завис ютуб на телевизоре самсунг смарт тв

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Подготовила учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября .

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п . — сущ. И.п . Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ . И.п . — числ . И.п . Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ. И.п . — числ . И.п . Числ . И.п . — сущ. И.п . Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п . — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п . не сущ. И.п . Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг . Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п . — сущ . И.п . Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Личное мест. сущ. Числ . И.п . — числ . И.п . Н. ф. глаг. — н . ф. глаг. Сущ. И.п . не сущ . И.п . Сущ. И.п . — числ . И.п . _____ — это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ . И.п . — сущ. И.п . _____ — вот Сущ. прилаг . Сущ. И.п . — н. ф. глаг. _____ — значит Сущ. есть сущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе « Тире между подлежащим и сказуемым».

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель.

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Оцените статью
Adblock detector