Знаки препинания в стихах правила

Автор O'Kate задал вопрос в разделе Лингвистика

пунктуация в стихах и получил лучший ответ

Ответ от Людмила Шепелева[гуру]
А какая разница- в стихах или в прозе? Точка- свидетельство законченности предложения, в конце любого предложения обязательна.
Вот после названия текста точку не ставят.
Стихотворный текст отличается пунктуацией только при оформлении цитат. Стихотворная цитата не берётся в кавычки, в эпиграфе тоже.

Общие правила пунктуационного оформления цитат сводятся к
подробнее.

как выразительно рассказать стих
Правила правильного и красивого чтения стихов:

Работайте над дикцией. От того как точно,
подробнее.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название
подробнее.

Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою — авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями — размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК — какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.

Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание — запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ — и В СТИХАХ ТОЖЕ!

Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

ВНИМАНИЕ:
Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами — каждую строку завершать концевой рифмой.

Для начала разберемся с правилами пунктуации.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П — прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п — прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А — слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а — слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Читайте также:  Битовая глубина цвета равна 24 сколько различных

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3
"П, — а, — п".
"П, — а. — П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

Например:
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4
А: «П,» — а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после — тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» — и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

Например:
«Слава богу, — сказала девушка, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, — сказала девушка. — Чуть было вы барышню не уморили».

Читайте также:  В редакторе ms word отсутствуют списки нумерованные

Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, — а, — п. П".
"П, — а. — П".

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos — разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:
— Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
— Вот, — сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

— Куда идешь?
— А так иду, куда ноги идут.
— Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р — реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р — реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А — слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а — слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1). Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
— Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

— Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» — спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

— Р, — а, — р.
— Р, — а. — Р.

— Да, — отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, — несуществующих.(Гоголь)
«Да, — отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, — несуществующих».

Читайте также:  Где корень установленной игры

4. Слова автора разрываются репликой

Он сказал:
— Здравствуйте! — и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» — и подошел к окну.

Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!

Большое спасибо, Алла!
Впервые попытался написать рассказы в стихах.
Ваша информация мне очень пригодилась.
С благодарностью, Павел Баршевич

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000—2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

ТОЧКА проставляется:
как знак конца назывного предложения,
как знак конца завершенного высказывания.

ЗАПЯТАЯ проставляется:
для разделения однородных членов предложения числом более трех,
для выделения обособленных частей речи,
для выделения обособленных членов предложения,
для разделения главного и придаточного предложений в сложноподчиненных предложениях,
перед союзом «и» в сложносочиненных предложениях,
в месте интонационной паузы взамен точки, если автор не хочет обрывать высказывание.

ДЕФИС (не путать с ТИРЕ) проставляется:
в составных словах типа «кто-нибудь», «постольку-поскольку», «ярко-красный»,
в словах с примыкающей энклитической частицей «то» — «где-то», «как-то», «что-то», «я-то», «мы-то» (но никогда — в словах с примыкающей энклитической частицей «ли», которая всегда самостоятельна) .

ТИРЕ — дефис двойной длины; проставляется:
взамен опускаемого глагола-связки (который в русском языке не всегда обязателен) ,
для интонационного замедления темпа речи, если это обусловлено характером высказывания.
(В редакторах WORD набранный дефис после нажатия клавиши интервала автоматически превращается в тире) .

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — самый коварный знак препинания; фактически обозначает конец высказывания (как точка) , но уменьшает длину интонационной паузы (как запятая) ; может проставляться в обоих случаях.

ДВОЕТОЧИЕ проставляется как обозначение начала прямой или несобственно-прямой речи.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ и ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знаки проставляются для указания экспрессии и тона высказывания; злоупотреблять ими не следует — это считается у консервативных филологов «дурным тоном».

Оцените статью
Adblock detector